1. Главная
  2. Блог
  3. История в историях
  4. Главные научные открытия, бесценные древние артефакты и романтика археологических походов: уникальные находки Армавирской археолого-этнографической экспедиции

Главные научные открытия, бесценные древние артефакты и романтика археологических походов: уникальные находки Армавирской археолого-этнографической экспедиции

27 декабря 2023
202

— Это Уилли Скотт. А это Индиана Джонс, знаменитый археолог.

— Я думала, что археологи — коротышки, которых интересуют только мамии.

— Мумии.

 

Краткая справка

Лопатин Александр Петрович

В 1979 г. поступил на исторический факультет КубГУ. После службы в армии, с 1985 г. участвовал в экспедициях КГИАМЗ под рук. А.В. Кондрашева. С 1989 г. - сотрудник Армавирского краеведческого музея. В начале 1990-х сформировал при музее археолого-этнографическую экспедицию. Экспедиция работала в Новокубанском, Успенском, Кавказском, Брюховецком, Крымском районах, в основном исследуя степные курганы эпохи бронзы. В 1991 г. проводил разведочные работы на р. Кирпили, обследовав Ново-Джерелиевские городища № I–III1. С 1992 г. начал раскопки грунтового могильника Прочноокопского городища № 3 (меото-аланский могильник IV в. до н.э. – VII в. н.э.). В 1996 г. окончил факультет музееведения КГУКИ. В настоящее время – зав. отделом археологии, палеонтологии и природы МУК Армавирский краеведческий музей.

 

Археологические памятники занимают значительное место среди объектов культурного наследия нашей страны. И Краснодарский край, включая окрестности Армавира, является самым богатым с точки зрения археологии регионом. На сегодняшний день известно о тысяче археологических памятниках. Информация о них была получена благодаря работе многих поколений археологов. Однако, что нам известно об этих исследователях, их трудах и историческом контексте, который окружал научные изыскания? Исследователи археологических памятников – не просто ученые, они являются своего рода детективами прошлого, которые с помощью своих знаний и опыта восстанавливают историю и культуру древних народов буквально по крупицам.

Сегодня мы беседуем с настоящим детективом прошлого, известным исследователем Кубани, Армавира, Заслуженным работником культуры Кубани, заведующим отделом археологии, палеонтологии и природы Армавирского краеведческого музея Александром Петровичем Лопатиным.

 

- Александр Петрович, Вы автор более 70 научных публикаций в российских и зарубежных изданиях. Возглавляете археолого-этнографические экспедиции по всему Краснодарскому краю. Исследовали 87 курганов, 2 средневековых поселения и Прочноокопский аланский грунтовый могильник. Вот о последнем и хотелось бы поговорить подробнее. После получения права на проведение самостоятельных раскопок (Открытого листа, который выдает Институт Археологии Российской академии наук), только созданная Армавирская археолого-этнографическая экспедиция стала перед выбором – «с чего начать?».

- Это был 1992-й, очень сложный год для всей страны и для полевых археологических исследований в том числе. Соруководителем и бессменным помощником во всех делах стала с первых же дней моя супруга Татьяна Евгеньевна. Финансирование с бюджета не предвиделось. И по рекомендации моего учителя профессора Никиты Владимировича Анфимова (кстати, как научный сотрудник Краснодарского музея, он, вместе с директором Керченского музея Ю.Ю. Марти, перепроверял содержимое «золотого чемодана» на Кубанской земле, но это уже другая тема) и моего старшего опытного коллеги по музею Николая Ивановича Навротского решил начать с исследований Прочноокопского грунтового могильника на южной окраине станицы Прочноокопской. Анфимов проводил археологические разведки территории Средней Кубани сразу после окончания войны в 1946 году и уже в этот период доисследовал разрушенные погребения могильника. Затем он вновь провел частичные исследования совместно с руководителем археологического кружка Армавирского Дворца пионеров Николаем Навротским в 1967 году. Одним из кружковцев был профессор АГПУ Сергей Николаевич Лукаш. Повлиял на выбор и следующий факт - именно в тот момент житель станицы Никитин принес в музей несколько предметов из этого могильника, которые буквально высыпались в прорезавший могильник овраг. Ну и не менее важное обстоятельство – в Армавирском пединституте был создан исторический факультет. По окончании первого курса студенты должны были пройти археологическую практику. С институтом в лице ректора Владимира Тимофеевича Сосновского заключили договор о проведении практики при нашей экспедиции. ВУЗ предоставил автобус на весь июль и студентов ежедневно привозили на раскоп. Руководителем полевой группы назначили Арушана Вартумяна, помощником в исследовании – Евгения Нарожного, а курировал работы профессор Виталий Борисович Виноградов. В общем, получилась очень мощная группа поддержки. И раскопки начались! Место было выбрано удачно и первые же погребения подтвердили нижнюю датировку, данную Анфимовым – VI век до н.э. В раскопках участвовали тогда студенты – Сергей Ктиторов (ныне доцент АГПУ и исследователь истории Армавира), Александр Ефанов (сейчас специалист администрации МО г. Армавир).

- Вы же параллельно проводили и раскопки кургана на месте строительства поселка Тенвол, в Вольном?

- Кстати, на раскопках этого кургана работал студент Александр Валерьевич Поляков (глава Армавирской Городской Думы). В Вольненском кургане мы исследовали семь погребений эпохи средней бронзы (II тыс. до н.э.). Копать пришлось на глубину более пяти метров, так как могильник оказался катакомбным (глубокий колодец, а затем горизонтальное ответвление, погребальная камера), плюс изнуряющая июльская жара. Но работали весело! Помогали нам в этом Виталий Борисович Виноградов с бесконечным запасом анекдотов и незабываемым исполнением песен, ну и конечно же, его сыновья – Алексей и Борис.

- Изъятые при раскопках экспонаты, после камеральной обработки, поступили на постоянное хранение в Армавирский краеведческий музей. Они действительно представляли большой научный интерес?

- Однозначно. В связи с этим решено было и на следующий год проводить исследования могильника. Но поскольку студенты АГПИ уже были задействованы в других раскопках, полностью положились на добровольную помощь кружковцев Армавирской Станции детского и юношеского туризма. Не могу не рассказать о курьезах - в нашей работе их немало. Так, два брата из кружка в течении года буквально грезили о раскопках. С трудом дождались приезда в экспедицию, но уже вечером старший расплакался и стал проситься домой. Вызвали отца с машиной и срочно отправили их домой. Мобильных телефонов тогда еще не было, звонить родителям пришлось из колхозного правления.

За июль в раскопках приняло участие более двухсот ребят, и не только нашего Объединения, но и из краеведческих кружков Людмилы Матошиной и Татьяны Авакян. К раскопкам привлекли даже актеров Армавирского театра драмы и комедии. По итогам работ, лучшие из кружковцев отправились с нами на детскую археологическую конференцию в Воронеж. Кстати, наша группа там была единственной, в которой ребята действительно побывали на раскопках, а многие уже по второму сезону. Особенно запомнился среди ребят своим непререкаемым авторитетом Глеб Лоба. Кстати, в настоящее время он участвует в СВО. Несколько сезонов в экспедиции отработали кружковцы Леша Пелих (профессор АГПУ Алексей Леонидович) и Гера Давыденко (председатель управления по охране памятников Краевой администрации, кандидат исторических наук Георгий Георгиевич).

- Раскопки второго года дали возможность определить и верхнюю датировку могильника, и его этническую принадлежность…

- Мы твердо заявили на нескольких Международных археологических конференциях о том, что Прочноокопский грунтовый катакомбный могильник датируется VI в. до н.э. – VII в.н.э. и принадлежит меото-аланской культуре. Для финансовой поддержки камеральной обработки был исследован курган станицы Спокойной Отрадненского района. Правда инфляция съедала финансирование быстрей, чем получали деньги. Но в Спокойной нам снова вспомнился «золотой чемоданчик». Параллельно с раскопками мы с Татьяной Евгеньевной, провели опрос местных жителей и Отрадненских краеведов – Николая Ложкина и Сергея Филиппова о судьбе «чемоданчика». На этих раскопках больше приходилось орудовать лопатой, так как финансирование оказалось таким, что рабочие разбежались в первые же дни. Получился чисто семейный подряд – мы с супругой и четырехлетняя дочь Надежда, которая самоотверженно выполняла обязанности лаборанта экспедиции – держала нивелирную рейку, зачищала погребения, мыла керамику. В Спокойненском кургане было исследовано 15 погребений от ранней бронзы III тыс. до н.э. до эпохи средневековья VII в.н.э. В 1994 году для исследований могильника удалось привлечь практикантов музееведов Краснодарского института культуры и искусства. В этом нам помог профессор института Борис Трехбратов, а в качестве полевой поддержки приехали доценты Николай Берлизов и Борис Раев. С этого года нам стали помогать и с пропитанием и охранять полевой лагерь местные казаки. Да и колхоз, и фермеры оказывали помощь. Проживали в бывшем трудовом детском лагере станицы, распоряжением председателя колхоза в лагере бесплатно для нас подключили свет и самое главное – была вода. Нашу работу оценили местные жители, они смотрели на нас не как на экзотику, а как на людей, выполняющих тяжелый и нужный труд. Особенно запомнилась соседка, чей дом был расположен рядом с раскопом. Если ранее она отнеслась к нам с неприкрытой агрессией, то все последующие годы встречала как долгожданных любимых внуков, которых старалась накормить, приласкать добрым словом. Интересный нюанс. По просьбе женской половины станицы на раскопе, несмотря на жару, запрещено было работать в купальных костюмах, - это отвлекало местных от трудовой деятельности. Парни занимали зрительские места заблаговременно и покидать их в течении дня категорически отказывались.

- Конечно, в любой деятельности, юмор – немаловажная составляющая, помогает преодолевать трудности, связанные с работой археологов! В ходе исследований вами были обнаружены вытянутые черепа, когда ребенку в детстве бинтовали голову, чтобы достигнуть определенного эффекта, погребения кенотафы (без погребенного) и многое другое…

- Все находки уникальны. Раскопки в Прочноокопской продолжались до 2002 года. Попутно исследовались курганы в Успенском, Кавказском, Мостовском и Отрадненском районах. Всего за этот период было исследовано 55 курганов. Но главным, конечно же, оставался грунтовый могильник станицы Прочноокопской.

- Исследования археологических памятников проводятся не только ради самого знания, но и для сохранения и передачи этого знания будущим поколениям. Ведь именно благодаря археологии мы можем узнать о жизни, быте, культуре и обычаях наших предков, а также о важных исторических событиях, произошедших на территории России. Благодарим Вас, Александр Петрович, за интереснейшую беседу. И, конечно же, в следующем материале обязательно расскажем загадочную историю уникального «золотого чемодана»!

 

Беседовала Элла Мобельт



Предложить материал
8 (86137) 3-30-52
Связаться с редакцией