История Армавира
Город Армавир расположен в северо-восточной части Краснодарского края, в степной зоне Прикубанской низменности, на левом и частично на правом берегах Кубани, неподалеку от впадения в нее притока Уруп. Армавир основан в 1839 году близ крепости Прочный Окоп. 21 апреля 1839 года командующий правым флангом Кавказской линией генерал Г.Х. фон Засс подписал приказ о переселении черкесогаев в устье реки Уруп. Был образован аул Армянский. Аул был поделён на четыре квартала. С трёх сторон окружён валом, рвом, двумя плетьми. Имелось четверо ворот, возле каждых дежурили отряды милиции. В 1848 г. с разрешения Кавказского наместника аул получает название Армавир – в честь древней столицы Армянского государства. В 1961-ом была освещена первая церковь в ауле, которая получила название: «Сурб Аствацацин» (Пресвятой Богородицы). Первоначально жители аула занимались меновой торговлей с черкесами, маркитантством, натуральным земледелием и скотоводством. В основном сеяли просо и кукурузу, разводили буйволов, лошадей, овец. Постепенно торговые отношения горцев с черкесогаями и русскими расширялись. Черкесогаи жили по обычаям и традициям горских армян. На общем сходе избирались старшины и суд. Семьи, вышедшие из одних горских аулов, селились рядом, избирали своих старшин. После отмены крепостного права, которая совпала с окончанием Кавказских войн (1817-1864 гг.), на Кубань хлынули крестьяне из центральных губерний и Украины, «освобожденные» от земли. Отмена крепостного права в России способствовала вовлечению Кубани в процесс капиталистического развития, но здесь сохранялось много феодальных пережитков. Оставалось общинное пользование землей, сословное деление на казаков и иногородних, гражданское и военное управление.
В 1875 г. через Армавир прошла Владикавказская железная дорога. После многочисленных обращений в царские учреждения «отцы» аула добились переименования Армавира в село, что сулило им определенные выгоды и льготы. Это произошло в 1876-ом. Быстро росло число жителей села. Иногородние становились основным источник рабочей силы для владельцев мастерских и мелких предприятий, арендаторами земель и батраками у местных собственников. Экономическому развитию Армавира ещё больше благоприятствовало строительство железной дороги Армавир-Туапсе. Превратившись в крупный торгово-промышленный центр, Армавир стал на первое место среди важнейших городов Северного Кавказа. Город постепенно рос. Указом его Императорского Величества Николая II от 23.03.1914 года Армавиру был присвоен статус города. Весной 1920 года части Красной Армии освободили Кубань. В Армавире и его отделе была восстановлена Советская власть. За годы первых советских пятилеток в Армавире были реконструированы и построены с нуля десятки заводов, фабрик, появились новые учреждения образования и культуры. Бурное развитие города в 1920-30-е гг. прерывает немецко-фашистская оккупация с 8 августа 1942 по 23 января 1943 годов. За время оккупации уничтожено 1200 зданий, 80 % промышленных предприятий. После освобождения тысячи жителей включились в работу по восстановлению города. Армавир быстро преодолевал последствия оккупации.
Большой радостью для жителей посёлка Старая Станица и Армавира оказалось строительство моста через реку Кубань, который соединил два населённых пункта. А 25 ноября 1962 года первый автобус открыл регулярное движение между Старой Станицей и городом. С 29 августа 1966 года посёлок присоединён к Армавиру, и с этих пор жители Старой Станицы считают себя армавирцами. Кроме того, последние дни лета и начало осени 1966-го ознаменовались жизненно важным событием для города. Ростовское мостостроительное управление № 8 завершило строительство путепровода по улице Ефремова. В Армавире, разделённом на две части железнодорожными путями, это был первый автомобильный и пешеходный мост. Через несколько лет по нему прошли первые троллейбусы. С 1996-го Армавир стал именоваться муниципальным образованием, сохранив статус города краевого подчинения.

Полина Агеева
Предложить материал
8 (86137) 3-30-52
Связаться с редакцией