1. Главная
  2. Блог
  3. Загадочный Армавир
  4. Легенда об армавирском Драконе

Легенда об армавирском Драконе

28 июня 2024
3288

В стародавние времена, когда граница России проходила еще по реке Кубань, а «незамиренные» горцы постоянно нападали на крохотный, только что появившийся на свет горский аул Ермелхабль, случилась эта история.


С момента основания аула его граница – ров и вал – была проложена прямиком по нынешней улице Полины Осипенко. Когда-то рядом с этой улицей располагались торговые ряды, мастерские, кузни. В самом центре Ермелхабля, уже на следующий год после его основания, началось строительство храма. Но вот только в одном из пожаров сгорел тот деревянный храм. Кто был виноват? Набеги «незамиренных» горцев или искры кузнечных мастерских? Сегодня уже не важно. Главное – такое здесь случалось, и не редко, вот и назвали одну из первых улиц местные жители «Пожарная». Что за великий пожар запечатлело это название, сейчас достоверно ответить невозможно. Но потомки местных старожилов хорошо знают, что все это было как-то связано с кузнецами.


Кузнечных дел мастера у многих народов во все времена считались людьми, которые «якшаются» с неизвестными силами, если не сказать - силами потусторонними. Да что там - если уж говорить попросту - кузнецов часто называли колдунами. Может быть за то, что из обычного камня умели эти люди в сражении с огнём создавать такие нужные и такие красивые вещи. А уж те, кто умел ковать настоящее оружие, такое, что перерубало тонкий волос одним взмахом, те считались настоящими волшебниками.

Итак, перед большим праздником решили обновить первопоселенцы черкесогаи главные въездные аульские ворота и заказали их лучшим кузнецам— Карабулату и Аквишапу. Карабулат славился умением не просто работать с металлом – создавал удивительно тонкие, красивые кованые шедевры, за которыми приезжало все Междуморье. А вот Аквишап делал очень прочные, добротные вещи. Собственно говоря, для ворот, которые должны были сдерживать натиск врага, это было, пожалуй, важнее всего. Надо сказать, что дружили между собой эти два талантливых мастера. Дружили, никогда не ссорились, и, если нужно было сделать что-то вместе, всегда получилось у них замечательно. Но в этот раз они должны были стать соперниками. Однако, Аквишап решил не искушать судьбу и объявил Карабулату, что не будет соревноваться с ним. «Знаю я», - говорил Аквишап, - как тщательно делаешь ты, Карабулат, свои удивительные цветы, создаешь фантастические узоры, вот и пусть главные въездные ворота будут не только прочными, но и красивыми». Сказано - сделано. Карабулат, помня о том, что жители родного Ермелхабля ждут новые кованые ворота, несколько дней, не выходя из кузни, работал не покладая рук.

А когда пришла пора оценить работу каждого кузнеца - все заметили, что нет среди аульчан ни Карабулата, ни Аквишапа. Все ждали, что «Тхамада» (собрание) Ермелхабля - самые уважаемые представители аульских кварталов - скажет свое веское слово и выберет победителя. Но увидели старейшины, что только Карабулат подвез готовые ворота. И пусть не оставалось выбора у «Тхамады», но совершенно заслужено назначили они Карабулата победителем.

Если бы только жители аула смогли «прочесть» даже половину рисунков и символов, что красовались на новых воротах, расшифровать те знаки-послания древнейших времен, что поместил Карабулат на своем творении, наверное, они бы узнали все тайные коды истории народов. И небывалые цветы, и таинственные существа, и четкие, выверенные геометрические узоры   - все это переплеталось в чудесном орнаменте ворот, которые выковал Карабулат. Восхищались работой аульчане, радовался мастер, и лишь немного взгрустнул друг-соперник Карабулата - кузнец Аквишап.

Наступал жаркий июньский вечер. Где-то в пойме Кубани слышны были «рулады» лягушек, верещали сверчки, шуршали едва заметно листья деревьев. Кубань несла свои бесконечно прохладные и невероятно быстрые воды прямиком к древней Меотиде. Все Междуморье дышало спокойствием и   ожиданием пика праздника - традиционного хоровода.


А нашим героям вдруг захотелось тишины, захотелось просто прогуляться в Кубанский лес. Стояла межень, вода была низкой. Кузнецы у Старой станицы вброд перебрались через Кубань на другой берег, и вышли прямиком к Форштадтским высотам. Скорее всего они тогда еще не назывались Форштадтскими высотами, хотя сам Форштадт - поселение отставных солдат и их семей, что приютилось вблизи крепости Прочный Окоп, уже был.

Близилась полночь. Высоко поднялась луна. Наступало «клубничное» полнолуние. Так говорили обычно о самом первом летнем полнолунии в году, иногда называя это время просто - Луна-Роза. Что-то мистическое, нереальное было в том ночном чарующем закубанском пейзаже.

И сказал тогда Карабулат: «Мастер Аквишап, кузнец, я хочу сделать тебе подарок, брат. Ты наверняка заметил, как удается мне невероятно долго поддерживать огонь в печи. Секрет в том, что это не простое умение владеть огнём и вовсе не совершенство конструкции горна. Самая главная тайна не в этом». «А в чем же?» -заинтересовался Аквишап. Карабулат продолжил: «Помнишь, старики говорили, что в этих землях в древности жили драконы, их кости до сих пор находят в песчаных карьерах и осыпях Форштадта». Конечно же, Аквишап помнил об этом, как и о том, что, путешествуя по Междуморью, встречал ученых, ведущих раскопки на южных землях. Помнил Аквишап и о том, над чем часто смеялись аульчане, едва он стремился поделиться с ними всеми секретами земли, что услышал от уважаемых ученых там, на раскопках. Ну кто здесь, в крохотном ауле черкесо-гаев поверил бы в то, что рассказывали ему об этих землях. Разве могли допустить жители Ермелхабля, что когда-то здесь почти миллиард лет плескались соленые воды Древнего океана. А позже, уже несколько миллионов лет назад в этих краях по берегам Южного моря бродили, охотились диковинные животные: слоны-трогонтерии, высотою в дом, покрытые шерстью; огромные тигры-махайроды с длинными, острыми клыками, шерстистые носороги, миниатюрные гиппарионы. Чудно и неправдоподобно это все звучало. Но Карабулату Аквишап сказал немного: «Уж очень непростое это место, брат», Карабулат же продолжил: «Говорят, где-то здесь, где древняя река Уарп впадает в Матушку – Кубань, есть по-настоящему таинственное место. Там расположен древний гигантский разлом, уходящий в расплавленное сердце Земли. Именно оттуда вверх поднимается жаркая сила планеты - негаснущие пламя ее огненной мантии. А еще, рассказывали, что если глубоко копнуть землю, то наткнемся на кипящий источник». Странно было слушать Аквишапу такие рассказы, особенно после веселящих напитков, однако, то ли Луна-Роза виновата, то ли ночная прохлада, но понял вдруг Аквишап, что Карабулат серьезен как никогда, а потому решил посмотреть, что же будет дальше. «Знаю я, Карабулат» - сказал Аквишап,- «что места здесь необычные, знаю, что сила гор и сила Древнего моря есть в этих краях. Но думаю, не только ради того, чтобы рассказать эту вполне известную всем истину ты привёл меня сюда».


«Нет, конечно», - рассмеялся Карабулат.- «посмотри, видишь, пещера. Все привыкли думать, что самое большее – сюда можно спрятаться во время ливня. Но на самом деле, у пещеры есть своя тайна, и владеют этой тайной кузнецы из моей семьи. Строго-настрого запретили показывать её другим людям, особенно - кузнецам. Но я же знаю, Аквишап, что ты больше, чем друг для меня, ты, кузнец, - мой названый брат. Поэтому брат, пойдём, покажу тебе ту волшебную пещеру».

В темноте южной ночи, по тропинке, освещённой Луной-Розой, поднялись кузнецы к небольшой пещере. С двумя факелами прошли они едва заметными коридорами, и с каждой минутой все жарче становилось в пещере, все сложнее дышать, пока не вышли названные братья к горячему, почти кипящему целебному источнику. Но не стали долго задерживаться – умылись - и пошли дальше. А через пару минут вышли вдруг к пещере невероятных размеров. В центре огромного подземного зала, в горящем огненном чудо-озере кипел, плавился камень, разлетаясь звездочками-искрами. Это завораживающее зрелище было по-настоящему страшным. Но не испугаешь огнем кузнеца – в восхищении смотрели Карабулат и Аквишап на первородное пламя кузни самой Природы, понимая, что увидеть подобное дано не каждому.

«Мои предки, Аквишап, - сказал наконец Карабулат, - несколько веков берегли это место от посторонних глаз. Издалека приходили пращуры в тогда еще незаселенные дикие места, чтобы прикоснуться к изначальной «магии» кузнечного мастерства. Но за тайную силу приходится платить - раз в год должны кузнецы нашей семьи привести сюда жертву - юную прекрасную девушку и столкнуть в кипящее озеро огня - такова плата за силы и успех. Но это, поверь, совсем не сложно – когда хватятся – подумают в первую очередь на «незамиренных» разбойников, благо, времена сейчас лихие – сам знаешь»

В отблесках древнего пламени, сурово молчал Аквишап, слушая преступные слова своего названого брата. В конце концов, Аквишап прервал молчание. «Скажи, Карабулат, неужели все так просто? Неужели никогда не жалели вы своих жертв, их погубленных жизней?» Не успел ответить Карабулат- зашипела, заволновалась природная «кузня», полетели вверх брызги расплавленного камня. Нахмурился Аквишап и только сказал: «Пора уходить, Карабулат. Договорим дома.» Но Карабулат лишь рассмеялся, напрямую спросив с едва изменившейся интонацией: «Так ты не со мной, брат? Ты мне не брат?» - и, недолго думая, толкнул Аквишапа прямо в огненное озеро. Однако, похоже сама Природа встала на защиту невинного. И не сгорел Аквишап, но потемнела кожа его, вытянулись руки, лицо перекосилось в драконьем оскале, и превратился Аквишап в настоящего Дракона.

«Так ты, кузнец, брат мой названый, решил принести меня в жертву этому древнему огню - Богу всех кузнецов?»- прогремел в пещере рык Дракона.


Испуганный Карабулат не посмел промолчать, но в голосе его уже не было того задорного превосходства, еще минуту назад звучавшего под сводами подземного зала: «Аквишап, прости, но если бы я этого не сделал, то руки мои перестали бы создавать шедевры, которыми славилась вся наша семья». Дракон с болью и негодованием внимательно следил за Карабулатуом. Когда же тот, преодолев оцепенение, побежал к выходу, Дракон пошел за ним вслед.  

И там, где Карабулат бежал узкими коридорами, Дракон пробивал своей мощью целые тоннели. А позади Дракона рушились скалы, засыпая навечно путь к безжалостному святилищу кузнецов, таинственному, как сам Дракон.

Вот только сердце человеческое оказалось сильнее, чем драконья шкура и, настигнув Карабулата, не убил его Дракон, но потребовал суровой платы.

Сказал Аквишап-Дракон: «Ты привел меня сюда на погибель, брат. Но, всем известно, что, отвечая злом на зло, мы только умножаем зло в нашем мире. А значит я не убью тебя. Наказанием тебе будет не смерть, не погибель твоя и твоих близких - нет. Теперь, от этого момента и на все времена - все твои родные близкие дети, внуки, все, кто пойдет по твоим стопам и станет кузнецом, обязаны будут в назидание потомкам изображать дракона, на всех своих заказах, предметах, на каждом кованом крыльце или зонтике, чтобы не забывали о чудовищных временах, когда в жертву приносили невинных людей у полыхающего подземного озера, как напоминание о том, что больше вы и ваши потомки не совершите такого преступления».

Вот так и повелось с тех самых пор в Армавирее, на ковани, созданной родственниками или потомками того самого легендарного кузнеца Карабулатуа - везде появлялся маленький дракончик.


Дракончик, который и сегодня служит предостерегающим напоминанием тем, кто хочет принести друга или брата в жертву своим амбициям. Напоминает армавирский дракончик, что с силами природы, как и с чувствами дорогих людей, играть не стоит, и уж точно не стоит разрушать свою бессмертную душу убийством.


Много лет утекло с тех пор, но, по-прежнему в Армавире вы можете встретить удивительную ковань с таинственными армавирскими дракончиками. И сегодня внимательно следит маленький кованый дракон за целым городом, следит, чтобы люди не обижали друг друга, и уж тем более не приносили друг друга в жертву своей корысти.


Ну а мы с вами, друзья, прогуливаясь по южному, цветущему городу чаще просто любуемся этими удивительными фантастическими существами, даже не предполагая, какая тайна сокрыта за ними.

Говорят, всё так и было, но ваше право - верить в эту историю или нет.



Автор: Татьяна Лопатина

Фото: Татьяна Лопатина/Светлана Лукошкина




Предложить материал
8 (86137) 3-30-52
Связаться с редакцией