1. Главная
  2. Блог
  3. Загадочный Армавир
  4. По следам «золотого чемодана». Часть четвертая: и вновь чемодан...

По следам «золотого чемодана». Часть четвертая: и вновь чемодан...

19 марта 2024
55

Тайна «золотого чемодана» - одна из самых волнующих тайн отечественной истории. И связана она с поисками сокровищ. Продолжаем публикацию цикла материалов о легендарном «золотом чемодане». Наш собеседник - заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Лопатин.

- Александр Петрович, вернемся к сентябрю сорок первого. В самом начале нашей истории Вы сказали, что ящики на катере переправили через Керченский пролив. Тогда пролив находился под пристальным вниманием немцев и над ним постоянно кружили вражеские самолеты и обстреливали. Однако, катер уцелел. Но у всех сопровождающих создалось впечатление, что их наоборот охраняли...
- А это на самом деле так и было. В Тамани ящики переместили на грузовики. Вот здесь и начались обстрелы, но скорее для острастки. Дорога проходила по открытой местности, которая хорошо просматривалась фашистскими самолетами. При налетах люди выскакивали из машин и прятались, где придется. Марти и Иваненко приходилось труднее всех, ведь они тащили тяжелый чемодан. Он всегда должен был быть с ними при любых самых чрезвычайных обстоятельствах. Даже ценою собственной жизни они обязаны были его сберечь! Так добрались до Краснодара, где чемодан снова вскрыли и провели очередную сверку. При этой процедуре присутствовал краснодарский археолог, сотрудник краеведческого музея Никита Владимирович Анфимов. В дальнейшем он станет профессором Кубанского госуниверситета, крупнейшим специалистом по культуре меотов. Кстати, я у него писал свою первую курсовую работу. К сожалению, о "золотом чемодане" в то время я ничего не знал и не смог тогда расспросить его об этом. Затем груз перевезли в Армавир. Здесь Марти и Иваненко сдали его. Их опасная миссия была завершена. Юлий Юльевич Марти слег сразу в больницу – не выдержало сердце. Чемодан передали по описи (то есть его снова вскрывали) в присутствии председателя горисполкома Василия Петровича Малых начальнику секретной части Армавирского горисполкома Анне Моисеевне Авдейкиной. Но вряд ли они предполагали, что для "места # 15" самое страшное было еще впереди. И уж тем более вряд ли об этом догадывались руководители Краснодарского крайисполкома Пашкова и Маркова, которые телеграфировали в Москву, в Наркомпрос, о благополучной эвакуации ценностей Керченского музея. Кто же мог тогда знать, что фашистское нашествие достигнет Краснодарского края...
-Спустя некоторое время немцы начали бомбить Армавир. При следующем налете фугасный снаряд попал в помещение Армавирского музея. Горели склады на станции Армавир I. Здесь хранились ящики с экспонатами из музеев Симферополя, Севастополя и Керчи. Долгое время считалось, что все они были утеряны под руинами, сгорели в огне.
- Председатель горисполкома Василий Петрович Малых распорядился открыть чемодан, - вспоминала после войны Анна Моисеевна, - сверить его содержимое с представленной описью. Все сошлось в точности. Затем чемодан закрыли, поставили печать Армавирского горисполкома. Его оставили на сохранение в "спецчасти", поэтому он и уцелел при бомбежке. Летом сорок второго года Авдейкина сильно заболела сыпным тифом. Температура доходила до сорока. Ее выходила мать. В самом начале августа 42-го года с трудом встала с постели. А 3 августа обеспокоенная мама сказала, что немцы совсем близко и, похоже, город Красная армия оставляет. Обеспокоенная о судьбе секретных документов, женщина решила пойти в горисполком. Здание встретило ее открытыми дверями и полным безлюдьем. Только ветер гонял по коридорам пепел от сожжённых бумаг. Все уже из него уехали. С трудом вскарабкалась на четвертый этаж, вошла в свою комнату и... сразу же увидела тот самый чемодан! Глазам своим не поверила! Но это был он. Ни в один из сейфов он не помещался и она его поставила просто под стол. Оказывается, о нем в суматохе просто забыли. Что же делать? Одной чемодан не унести, в ее состоянии Анна Моисеевна не смогла даже сдвинуть с места неподъемный груз. Вернулась домой и попросила о помощи сестру и племянника. Втроем они поволокли тяжеленный чемодан по пустынным улицам. Началась бомбежка - взрывы, пожары, летели обломки кирпичей, осколки стекол. Несмотря на все сопутствующие обстоятельства все же донесли его до дома.
- И что далее?
- А дальше, узнав о месте для эвакуации побежала туда. К счастью, по дороге встретила председателя Малых. Он хотел было отмахнуться от нее, но когда узнал о чемодане, даже в лице изменился. Сразу же направил за ним грузовик, приказал немедленно уезжать по единственному еще незахваченному пути в станицу Отрадную. По дороге их обстреляли из самолета. Во время обстрела пробило одно колесо. Кое-как добрались до станицы. В Отрадной груз был передан заведующему Госбанком Якову Марковичу Лободе. Чемодан Анна Моисеевна отдала Лободе, а сама решила пробираться к своим. Но была задержана фашистским патрулем и отведена в лагерь для проверки личности. Поняла, если немцы узнают, что она была заведующей "спецчастью", то... сами понимаете, что было бы. Документы порвала и закопала, благо народу набили много, паника, сумятица... Из лагеря ночью удалось бежать — спряталась в одном из хуторов у родственников. После освобождения Армавира Анна Моисеевна в феврале 1943 года вернулась домой. Узнала от матери, что за ней приходили гестаповцы, расспрашивали о чемодане, требовали сказать, где он спрятан. Гестаповцы обыскали дом, даже стога сена во дворе истыкали штыками. Анна Моисеевна тогда не знала, что за этим чемоданом от самой Керчи шла специальная зондеркоманда, в составе которой были берлинские археологи. У них на руках была полная опись содержимого "золотого чемодана", которую им передал один из сотрудников Керченского музея. Она даже не представляла, что за ним охотились две секретные службы Третьего рейха - Абвер и Аненербе.

Беседовала: Элла Мобельт
Источник изображений: А. Лопатин, "Моя Керчь"


Предложить материал
8 (86137) 3-30-52
Связаться с редакцией