1. Главная
  2. Блог
  3. Загадочный Армавир
  4. По следам «золотого чемодана». Часть вторая: Что же спасали?

По следам «золотого чемодана». Часть вторая: Что же спасали?

12 февраля 2024
138

22 июня 1941 года огненный смерч войны обрушился на Советский Союз. Бесчинства завоевателей на временно оккупированной территории навсегда остались в памяти человечества как беспрецедентные проявления варварства и вандализма. Многочисленные распоряжения германского командования недвусмысленно давали понять, что фашисты не остановятся ни перед чем.

- Командующий 6-й армией фельдмаршал Вальтер Рейхенау в приказе от 10 октября 1941 года о поведении войск на восточном фронте подчеркивал: «Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения». Эта установка целенаправленно проводилась в жизнь...

- Советский Союз оказался в числе наиболее пострадавших - погибли или были расхищены ряд музеев, вывезены или уничтожены архивы, библиотеки, частные коллекции, - рассказывает заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Лопатин. - В середине июля, когда вследствие быстрого продвижения линии фронта над Крымом нависла угроза немецкого вторжения, было принято решение об эвакуации вглубь страны промышленных предприятий и культурных ценностей. Эта огромнейшая работа требовала большого напряжения сил. В первую очередь в восточные районы отправлялись оборудование заводов и фабрик, имущество колхозов и совхозов. Затем настал черед культурно-просветительных учреждений, а моторизованные части фашистских войск уже прорвались от Геническа на Арабатскую стрелку, авиация противника бомбила шоссейные дороги, топила отходившие от причалов суда. Тем в большей степени заслуживает уважения самоотверженность музейных работников, которые порой, рискуя собственными жизнями, делали все возможное, чтобы спасти бесценные сокровища прошлого.

Эвакуацией крымских музеев из Керчи руководил уполномоченный Комитета по делам искусств СССР В.С. Малков. В сентябре 1941 г. С.Ф. Стржелецкий вывез в Свердловск упакованные в 60 ящиков наиболее ценные коллекции Херсонесского историко-археологического музея. Часть экспонатов была замурована в тайниках Херсонеса. В.П. Бабенчиков упаковал и закопал в недоступном месте близ Севастополя все собрания военно-исторического музея. Севастопольская картинная галерея в условиях войны в течение трех месяцев продолжала обслуживать посетителей, главным образом защитников базы Черноморского флота. В сентябре 1941-го ее директор М.П. Крошицкий стал готовить картины к эвакуации. Главным препятствием явилось отсутствие упаковочного материала. Укрывая картины от авиабомб, где только можно, Крошицкий собирал доски из разрушенных зданий, горящих домов, сколачивал с помощью трех технических работников и двух нанятых рабочих ящики и упаковывал произведения искусства. Усилившаяся эвакуация через Севастополь, перевозка раненых, передвижение воинских частей вынуждали неоднократно перемещать груз галереи на различные пристани, что в условиях разрушенного города представляло серьезную проблему. Наконец ночью 19 декабря 1941 года под сильным огнем галерею удалось погрузить на корабль «Ташкент», который, преследуемый немецкой авиацией, вышел в море. Спустя два дня, получив повреждения, под большим креном «Ташкент» достиг порта Батуми. Затем путь галереи пролег по железной дороге до Томска. Крошицкий сохранил почти все основные коллекции, кроме громоздкой художественной мебели, 21 скульптуры из мрамора и бронзы и 40 полотен невысокого художественного достоинства. 1 октября 1941 г. в сопровождении Н.С. Барсамова и С.А. Барсамовой из Феодосии в Новороссийск на теплоходе «Калинин» были отправлены все картины Ивана Айвазовского, архив галереи и мемориальные юбилейные подношения великому маринисту, украшенные золотом и серебром. Вместе с ними эвакуировались 52 картины Симферопольской картинной галереи, находившиеся в Феодосии на временной выставке. Далее последовали города Краснодар и Ереван, где 2 мая 1942 года галерея открылась вновь. В Сочи были эвакуированы частично экспонаты Феодосийского краеведческого музея. Они сохранились благодаря директору Сочинского краеведческого музея А.П. Краснову, обнаружившему их на железнодорожном вокзале. На средства, вырученные от продажи личных вещей, он перевез их в музей, а затем спрятал в горах. В Уральске (Казахстан) получила временное пристанище часть коллекций Ялтинского краеведческого музея.

- Последней покидала Крым Панорама "Оборона Севастополя". Александр Петрович, расскажите историю спасения шедевра?

- 25 июня 1942 года во время очередной жестокой бомбардировки снаряды попали в здание Панорамы, вызвав пожар. Стало гореть и само живописное полотно. Бойцы, оборонявшие город, бросились спасать памятник, являвшийся национальной гордостью. Разрезав гигантскую картину на 86 кусков, они вынесли ее из горящего здания и доставили в Камышовую бухту. На следующий день вместе с ранеными защитниками Севастополя холст погрузили на миноносец и отправили на «большую землю». Все оставшиеся военные годы полотно хранилось в Новосибирске вместе с эвакуированными картинами Третьяковской галереи. Больше никаких сведений, что вывезено из Севастополя, нет.

- Однако, не всё удалось вывезти…

- К сожалению. Остались в Ялтинском порту, не дождавшись отправки, коллекции Алупкинского дворца. 27 октября 1941 г. в результате массового налета немецкой авиации в Керченском порту погибло основное собрание Симферопольской картинной галереи. Весьма противоречивы в источниках сведения о судьбе Пушкинского музея в Гурзуфе. Инспектор музейного отдела наркомата просвещения Крымской ACСP Наровчатова в справке об эвакуированных музеях Крыма, составленной 19 августа 1943 г., отметила следующее: «...Фонды Пушкинского музея были упакованы в 7 ящиков весом в 475 кг и сданы на пароход 31 октября 1941 г. Груз сдала директор музея т. Горбунова. Экспонаты были отправлены в Сталинград через Новороссийск. Пароход, на который были погружены экспонаты, потоплен неприятелем...». В то же время директор Алупкинского музея С.Г. Щеколдин в «Отчете о разграблении ценностей Алупкинского историко-бытового и художественного дворца-музея немецко-фашистскими оккупантами...» от 2 мая 1944 г. указал, что самолично перевез ящики Гурзуфского домика-музея А.С. Пушкина из Ялтинского порта на склад Ялтинского городского управления, откуда позже немцы отправили их в Симферополь. Трагическая участь постигла реликвии Керченского историко-археологического музея. В сентябре 1941 г. через Керченский пролив на Тамань 1156 наиболее ценных экспонатов, а именно египетские вещи, чернофигурную и чернолаковую керамику, терракоту, мраморные статуэтки и рельефы, изделия из стекла, кости, бронзы, серебра, золота и 157 дел музейного архива. Были эвакуированы уполномоченным наркомата просвещения Крымской AСCP А.А. Шинделем экспонаты Центрального краеведческого музея Крымской AССP (Симферополь). В железнодорожном пакгаузе хранилось 14972 монеты, 1319 единиц учета археологического материала, 1193 предмета этнографии, 3837 книг из библиотеки «Таврика», в том числе краеведческой литературы на русском языке — 1119 экз., на иностранных языках — 685 экз., альбомов и атласов — 59 экз.; исторических и географических карт — 873 экз., гравюр — 946 экз., книг из бывшей библиотеки А.Л. Бертье-Делагарда — 77 экз. изданий Таврической ученой архивной комиссии и редких книг — 78 экз. Об этом подробно пишет Колесникова Нина Николаевна, заведующая научной библиотекой «Таврика» им. А.Х. Стевена ГБУ «Центральный музей Тавриды».

- Можно предположить, что экспонаты лапидарной коллекции из-за своей громоздкости и веса не готовились к эвакуации?

- Возможно, хотя нам известно, что в упакованных ящиках, отправленных в Армавир, числился барельеф с Гераклом (небольшой экспонат из раскопок Харакса), а также большой бронзовый горельеф с памятника Екатерины (номинально не относящийся к лапидарной коллекции, но указывающий, что вывозились предметы и довольно тяжелые). Все коллекции отдела природы, которые не могли выдержать перевозки, громоздкие вещи археологического и этнографического отделов, экспонаты отдела социалистического строительства, большая часть библиотеки Центрального краеведческого музея Крымской AССP были оставлены в Симферополе с решением по возможности их сохранить.

Говоря сегодня о понесенных потерях, можно, конечно, предположить, что они были бы намного меньше в случае своевременной эвакуации культурных ценностей. Но следует учесть, что тогда шли первые месяцы войны, еще мало кто представлял всю полноту бедствия, обрушившегося на страну.


Беседовала Элла Мобельт

Фото предоставлены Александром Лопатиным



Предложить материал
8 (86137) 3-30-52
Связаться с редакцией