Ольга Козлова, простая девушка из Армавира, сегодня блистает в московских мюзиклах, завораживая зрителей уникальным диапазоном голоса и артистизмом. Хрупкая и нежная внешне певица обладает невероятным стержнем и огненным темпераментом внутри. В интервью с корреспондентом «Армавир туристический» Ольга Козлова рассказала о музыкальной карьере, участии в шоу «Голос», преподавательской деятельности, увлечениях и даже дала несколько советов начинающим вокалистам.
- Ольга, расскажите, как развивалась Ваша творческая карьера?
- Творческие способности проявились в детстве довольно рано. В 5 лет мама решила меня отдать в Армавирскую школу для слепых и слабовидящих детей, чтобы я поступила на какое-нибудь отделение. Помню, что я даже не умела читать и писать, а после прослушивания педагоги предложили начать заниматься на фортепиано. Все уроки я посещала с мамой, к удивлению, она до сих пор помнит основы музыкальной грамотности.
Моим первым педагогом по фортепиано стала Ольга Чалова. Я вспоминаю её с огромной теплотой, потому что сейчас могу в любой момент сесть и сыграть с листа то, что хочу. К тому же, с лёгкостью одновременно пою и аккомпанирую себе на концерте.
Через некоторое время я стала петь в хоре «Жаворонок» под управлением Анжелики Манченко. Преподаватель отметила мой яркий голос и предложила выступать в категории «Соло». Я была очень активной девчонкой, полностью погружённой в творчество, обычная школа играла, скорее, второстепенную роль. С этого момента началась индивидуальная конкурсная деятельность. А после 9 класса я спонтанно приняла решение поступать в музыкальный колледж имени Римского-Корсакова в городе Краснодаре. На моём прослушивании Анна Губарева сказала маме: «Эта девочка, поцелованная Богом, и я должна взять её к себе под крыло и воспитать».
В 14 лет я покинула родительский дом и продолжила музыкальное образование в колледже. Конечно, мама сильно переживала, но она всегда знала о моей целеустремлённости и ответственности, поэтому доверяла.
В колледже творческая жизнь была насыщенной и интересной. Мне довелось поучаствовать в мюзикле «Бременские музыканты», а когда мы к нему готовились, то с нами занимались актёрским мастерством. Именно тогда закралась первая мысль о том, что это очень интересно и, возможно, стоит связать свою жизнь с театром. В музыкальном колледже я училась на вокальном отделении и по окончании получила профессию «Артист ансамбля». К тому моменту у меня была уже хорошая база, но хотелось большего.
- В Вашей семье есть ещё музыканты?
- В моей семье нет профессиональных музыкантов, но моя бабушка очень красиво пела песни. Думаю, что всё-таки от неё мне передались вокальные способности. На семейных посиделках бабушка по папиной линии и сёстры моего дедушки пели русские народные песни, используя многоголосье, и это было очень красиво.
- Как Вам удалось покорить Москву и с чего всё начиналось?
- В 18 лет я приехала в Москву, и мне захотелось попробовать что-то новое. Документы подавала в консерваторию и разные музыкальные вузы. Папа советовал Гнесинку или Академию хорового искусства, но я выбрала ГИТИС и поступила на факультет музыкального театра. Моим наставником стал прекрасный режиссёр Дмитрий Бертман, который сейчас является руководителем самого посещаемого театра Москвы «Геликон-опера».
На третьем курсе педагог по вокалу предложила мне прослушаться в театре оперетты. Я подумала и решила рискнуть, да и нагрузки в институте было уже немного меньше. Меня взяли и практически сразу утвердили на роль субретки – Стасси в оперетте «Сильва» (Королева Чардаша). В силу возраста и легкости амплуа этой героини, роль получилась яркой и самой любимой.
- В Вашей копилке личных достижений – победы в многочисленных вокальных конкурсах. Какую считаете самой значимой и почему?
- На самом деле сложно ранжировать конкурсы по значимости. Многие из них были яркие и интересные и, безусловно, все они привнесли какой-то опыт, знакомства и веру в себя. Для меня больше важны ощущения и эмоции, которые я испытывала в то время. Обучаясь в ГИТИСе, я попала на первый зарубежный конкурс в Австрии. Мы поехали с моим педагогом в Вену, и я стала обладательницей Гран-при. Организаторы предложили окончить институт, и вернуться к ним в австрийский театр. Эта поездка совпала с моей первой влюблённостью, и я понимала, что не готова менять свою жизнь так кардинально, расставаться с Родиной. В итоге отказалась, а через несколько лет мой педагог по вокалу вспомнила эту историю и спросила, не жалею ли об этом решении. Я ответила, что судьба предоставила мне много интересных перспектив в России и другого жизненного сценария просто невозможно представить.
- Вы исполнили роль итальянской певицы в мюзикле «Анна Каренина». Расскажите, в чём особенности и сложности этого вида деятельности?
- На данный момент я исполняю роль итальянской певицы в грандиозном проекте. Аделина Патти – это единственный реальный персонаж в романе Толстого «Анна Каренина». Она была мировой оперной дивой того времени. Писатель восхищался талантом певицы, поэтому Анна Каренина оказывается именно на её концерте. Это большая честь и ответственность исполнять роль выдающейся Аделины Патти.
Выходя на сцену в роскошном образе оперной дивы, я чувствую себя в своей тарелке. В целом мюзикл предполагает эстрадное звучание голоса, а я пою в академической манере, но это как раз помогает моему образу стать органичным. Выступление Аделины Патти – это кульминационная часть представления, после которой в сознании Карениной происходят разрушительные изменения.
Ария, на мой взгляд, написана гениально. Композитор смог передать всю краску, которую может в себе таить именно сопрановый тембр. В произведении очень проникновенная середина, переходящая в драматический вокализ, который, как будто бы уходит высоко в небеса. После арии Анна Каренина, не побоюсь этого слова, сходит с ума. Героиня словно возносится к небесам и уже готова туда отправиться. Для меня невероятный восторг исполнять эту арию, так как она отражает моё музыкальное мироощущение.
- У вас академический стиль пения, можно ли его считать универсальным?
- Я не считаю академический стиль универсальным. Он не всем понятен и интересен. Я бы назвала его элитарным стилем, потому что такая музыка требует вслушивания, она не терпит фоновой суеты и поверхностного знакомства.
- Существует мнение, что эстрадный вокал в академической манере звучит несовременно…
- Не согласна. Дело в том, что в России, к сожалению, нет сейчас композиторов, которые могли бы написать именно хорошую и интересную музыку для академического вокалиста. На многие классические произведения делают аранжировки, и они вновь становятся актуальными. Например, всеми любимая композиция «Улетай на крыльях ветра», написанная Бородиным, или романс Алябьева «Соловей».
- Вы состоявшаяся певица и артистка, с какой целью пришли на телепроект «Голос»?
- Определённой цели не было, просто возник дикий интерес, что будет, если придёт исполнитель, который не подходит под формат этого шоу. Когда я узнала, что прошла кастинг и допущена к «слепым прослушиваниям», была очень удивлена. Отбор проходил в «Останкино», но самое интересное, что в качестве конкурсного материала я не стала брать оперетту. Все же члены жюри почувствовали в моём голосе особую манеру и догадались о моём опыте работы в театре оперетты, попросили исполнить арию. После выступления они пришли к мнению, что в прямом эфире должна прозвучать именно эта композиция.
Позже для меня приятной неожиданностью стало то, что в жюри на «слепых прослушиваниях» будет Хибла Гирзмава. Мне было бы интересно с ней поработать, так как всё-таки она человек с академическим опытом, который близок мне и может дать какие-то советы. Каково было моё удивление, когда с первых нот повернулась Полина Гагарина. Для меня это, пожалуй, самый необычный урок, который преподнесла жизнь. Полина Гагарина звезда совершенно другого уровня, не академического, поэтому мне будет очень интересен этот эксперимент.
- Какой бы вы дали совет начинающим вокалистам, мечтающим о звёздной карьере?
- Я бы посоветовала слушать хорошую музыку, верить в себя, не сдаваться, никогда, не опускать руки и всегда оставаться верным себе. Все-таки артист должен быть в гармонии с самим собой. Если есть внутренняя уверенность и стремление, то всё обязательно получится.
- Сейчас Вы активно занимаетесь преподаванием, расскажите, с какого возраста лучше начинать заниматься музыкой?
- Я работаю педагогом по вокалу в школе мюзикла Станислава Чунихина. У меня есть детки пятилетнего возраста и также я преподаю для взрослых. Например, мои сыновья не занимаются профессиональной музыкой, но когда я готовлюсь к урокам или подбираю репертуар, то они всегда рядышком находятся и начинают петь. Если есть такая потребность души, то можно начинать в любом возрасте.
- Что важнее для будущего вокалиста: упорство в музыкальном обучении или талант?
А я считаю, что всё должно быть вместе. И упорство, и талант. Без таланта не будет веры в себя, а без упорства – профессионального роста. На мой взгляд, это две взаимодополняющие составляющие успешного музыканта.
- Расскажите, чем увлекаетесь помимо вокала и танцев?
У нас очень активная семья. Мы обожаем путешествия на автомобиле. В своё время объездили всю Европу на своей машине.
В прошлом году мы доехали своим ходом до Алтая. В основном любим активные виды деятельности. Походы с палатками, катание на велосипедах, на лодке вдали от цивилизации. Дети у нас приучены к вылазкам в горы и другим подобным активностям. Такой совместный досуг не только способствует укреплению здоровья, но и семейных отношений.
Кроме этого, я с удовольствием занимаюсь педагогической деятельностью, выступаю на выездных концертах, играю в спектаклях. Конечно же, я не забываю о главной роли мамы и воспитываю детей.
- Какие у Вас творческие планы на ближайшие 10 лет?
- На данный момент я не строю таких долгосрочных планов. В ближайший год хочется выпустить свои песни, принимать участие в интересных музыкальных проектах, где я бы раскрывалась и показывала свой вокальный опыт. Ещё у меня давно была идея записать мои любимые романсы и сделать альбом с качественным современным видеорядом, чтобы это было понятно и близко молодёжи.
Беседовала Екатерина Герасименко
Фото из личного архива Ольги Козловой