Сложно поверить, что внешне хрупкая, утончённая женщина, поднимает ввысь железную птицу, виртуозно управляя воздушным полётом. Лётчица Жанна Балуева поделилась секретами успеха этой необычной для представительниц прекрасного пола профессии.
- С чего началась Ваша карьера пилота? Почему выбрали такую нетипичную для женщин профессию?
- Я бы не сказала, что это моя карьера, скорее, любимое дело всей моей жизни. Летаю уже 35 лет и за такую потрясающую возможность благодарна своим родителям. Именно они стали моими проводниками в прекрасную профессию лётчика. Мой папа был лётчиком-инструктором, а мама – планеристкой. Родители обучили меня первоначальным навыкам, создали, так сказать, почву для будущего. Спустя время я поступила в Донецкий аэроклуб, в котором познакомилась с мужем, а через семь лет мы вместе закончили Калужское авиационное летно-техническое училище, пройдя путь от любителей до пилотов. Насчёт нетипичности профессии я никогда не задумывалась, потому что мне это очень нравилось. У меня перед глазами всегда был пример родителей, беззаветно любящих своё дело. Ещё с теплотой вспоминаю их учеников, осваивавших полётные программы, которые с благодарностью и уважением относились к профессиональному труду. Меня это тоже вдохновляло, а профессия казалась вполне типичной для женщины, ведь в моей семье все летали.
- Близкие поддерживали или отговаривали идти в авиацию?
- Близкие всегда поддерживали и давали ценные советы. Я считаю, что семья сыграла огромную роль в моём профессиональном становлении.
- Как Вы считаете, есть ли у женщин-пилотов какие-либо профессиональные преимущества перед пилотами-мужчинами?
- Думаю, нет, я бы сказала, что женщины шагают в ногу с мужчинами в этой профессии. Они такие же сильные, мужественные, решительные, отважные, рискованные, поэтому мы здесь наравне.
- Считается, что в нештатных ситуациях женщине сложнее сохранить хладнокровие. Согласны?
- На мой взгляд, всё индивидуально. Это зависит от характера, от профессиональных качеств. Я не думаю, что мастерство пилота зависит от пола. Женщина точно так же способна принять правильное решение в случае сложной ситуации, как и мужчина.
- А у Вас бывали опасные моменты в работе?
- Да, бывали. Слава Богу, очень редко, но профессия летчика всегда сопряжена с риском и опасностью.
- Вы можете вспомнить, как проходил первый полет и какие ощущения испытывали. Было ли чувство страха или волнения.
- Первый полёт всегда остаётся в памяти каждого лётчика. Он принёс мне просто невообразимую радость, потому что я никогда не думала, что это так красочно и красиво. Как сейчас помню, это был летний августовский день, а на тот момент мне исполнилось 14 лет. Мой папа предложил мне полетать с ним, чтобы я посмотрела на неземную красоту с высоты и заодно подумала о своей будущей профессии. Посадил меня в кабину самолета Як-18А, привязал ремнями, и мы взлетели. Сначала прошлись на малой высоте, выполнили боевой разворот, вираж, после чего дух захватило ещё сильнее. Этот полёт остался в памяти навсегда, настолько яркие эмоции были в тот момент: чувство скорости, необъяснимой радости и счастья. Приземлившись на землю, я твердо решила, что обязательно буду летать и начала учиться.
- Вы выполняете фигуры высшего пилотажа. Какой элемент Вам нравится больше всего? Есть ли к к чему стремиться?
- Фигуры высшего пилотажа на самолете Як-52 я выполняю регулярно, потому как важно тренироваться и оттачивать свои навыки. Элементы захватывают абсолютно все. Каждая фигура по-своему интересна и прекрасна, к любой нужно относиться серьезно, четко выполнять все рекомендуемые правила выполнения. Конечно, должно быть стремление к совершенству – в этом и есть залог продуктивности человека.
- Как справляетесь с перегрузками?
- Прекрасно. Это неотъемлемая часть полёта, которая не доставляет особых беспокойств.
Почему женщина-пилот — редкость?
- На сегодняшний день это совсем уже не редкость. Девчат с удовольствием начали брать в военные летные училища. Это уже говорит о многом, все-таки пришлось считаться с тем, что женщина должна занять достойное место в авиации.
- Приходилось ли Вам сталкиваться со скептическим отношением со стороны пилотов мужчин?
- Да, приходилось, но ровно до той поры, пока они не узнают, что я летчик. После этого все кардинально меняется, мужчины относятся с уважением, с должным вниманием и, конечно же, с восхищением. Безусловно, как женщине мне приятно, когда мужчины видят во мне профессионала.
- У Вас есть дети? Как отреагируете, если они захотят продолжить семейное дело?
- У меня две замечательные дочери, которые нам подарили пятерых внуков. Мы сейчас ждем, когда они подрастут, и, конечно же, очень надеемся, что они продолжат наше семейное дело.
- Есть ли в Армавире комьюнити, увлекающееся авиацией?
- Думаю, да. Армавир – это авиационный город, так как раньше здесь располагалось летное училище, а сейчас есть авиационный полк. Помимо профессионалов у нас достаточно много любителей, увлекающихся авиацией.
- Какой бы вы дали совет девушкам, мечтающим стать лётчиками?
- Быть смелыми и отважными, стремиться к своей цели. Если девушка поставила перед собой задачу быть лётчиком, то нужно её выполнить. Однажды папа дал напутствие мне и мужу, которое полностью отражает моё мироощущение:
Жить высоко, касаясь звезд руками,
Поскольку эта жизнь, лишь эпизод в судьбе,
А наше счастье не в квадратных метрах,
Не в золоте, коврах и хрустале,
Оно всегда в бескрайнем синем небе,
В щемящей душу лётной красоте.
Автор: Екатерина Герасименко
Фото: из личного архива Жанны Балуевой